Учу школьников математике

           Учу школьников математике.

Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для тридцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка.

  • Как заинтересовать школьников математикой?

  • Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?

  • Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду?

Система моих уроков направлена прежде всего на то, чтобы ученики не бездельничали на моих уроках, а чтобы они совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил.

Начиная работу с классом, я уделяю достаточно внимания:

  1)  сбору и анализу информации о состоянии знаний и умений учащихся, об их интересах, настроении, готовности к уроку.

На этом этапе мне важно установить, что умеют и чего не умеют мои ученики.

До начала урока ученики заполняют таблицу готовности по пятибалльной шкале:

«5б» - хочу знать, могу знать, интересно знать, делать, решать

«4б» - я готов к работе

«3б» - я не очень хорошо себя чувствую, мне не все удается, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

Такой анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно полно отношение учеников к предмету, уровень их готовности, необходимые меры для улучшения ситуации.

И в конце каждого урока или его части важно не только повторять пройденный материал, но и осуществлять рефлексивно состояние ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на урок.

Уходя с моего урока, ученики оставляют на парте карточку одного из трех цветов, выданные до урока:

карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»

карточка желтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я смог выполнить ряд заданий, мне было комфортно на уроке»

карточка зеленого цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идее речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов»

 

В процессе обучения меня  привлекают все новые и оригинальные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффективности освоения учебного материала.

2) текущий контроль знаний учащихся

я осуществляю различными способами:

а) «Понятийная разминка». На доске выписываются термины, связанные с темой. Задача учащегося как можно полно, грамотно раскрыть данное математическое понятие.

б) «Гирлянда ассоциаций». Я называю математическое понятие, а ученики называют понятия, связанные и ассоциирующиеся с названным.

в) Устная разминка «Повторим еще раз!»

Основная моя цель на уроке – научить, заинтересовать, организовать успешную учебно – познавательную деятельность.

Поэтому формы опроса у меня всегда направлены не на поиск пробелов и недостатков учеников, а на поиск достоинств, знаний, умений. Главная моя задача в ходже опроса – поддержать, помочь, научить.

В процессе контроля и проверки знаний в работу вовлечен весь класс: отвечает один ученик, оценивает с места – второй, дополняет – третий, готовит письменный ответ – четвертый, составляет тезисы ответа на доске – пятый.

 3) На этапе объяснения нового материала я уделяю большое внимание активизации познавательной деятельности учащихся.

  -Ученики по ходу объяснения нового проблемного материала не ведут конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересные из которых выставляются оценки;

- В процессе объяснения нового материала  учащиеся выписывают все изученные и вновь вводимые понятия, а я в процессе объяснения через каждые несколько минут задаю интересные короткие задачки и задания на понимание, пояснение и применение.

- Иногда учащимся предлагаю самостоятельно проработать содержание темы. Работа над текстом учебника может быть организована в индивидуальной, парной или групповой форме.

Каждый ученик или группа получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержания в тексте информации. Различные подходы к обработке текста называю «Мудрые совы».

                                                   «Мудрые совы»

Азы работы над текстом

Найдите в тексте основные (новые понятия) и запишите их в алфавитном порядке.

Что, не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?

Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

Главная жизненная мудрость

Постарайтесь выразить  основную мысль текста одной фразой. Вариант: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное

Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту, которая ранее была неизвестной.

Иллюстративное и графическое изображение

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде схемы, таблицы, графика

Важные темы для обсуждения

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе

Поучительный вывод

Можно ли сделать из изученного такие выводы, которые были бы полезны и значимы для будущей деятельности, в практике?

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учеников или групп детей; выделение нерешенных проблем,  выявление проблемы, которые возникли в связи с изучение данной темы, определение последующих этапов работы.

Эта педагогическая техника позволяет одновременно решить целый ряд  целей: обеспечить осмысление учащимися изучаемого материала, развитие информационной и коммуникативной культуры, умений выделять главное в тексте..

Не менее важно в процессе работы и приобщение учащихся к творчеству:

например, после изучения нового материала, учащимся предлагается:

 - придумать наибольшее количество вопросов по теме;

 - предложить наибольшее количество решений по теме;

 - проанализировать изученный материал и дать аннотацию тексту учебника и вариант наиболее интересного и правильного изложения темы;

-после окончания восприятия новых знаний я даю задание учащимся в парах обменяться о том, кто что узнал и сформулировать два вопроса, которые они хотели бы задать;

 

На этапе систематизации знаний  я  вовлекаю учащихся в активную творческую деятельность.  Например, построение «дерева» темы, построение «здания» темы, «Пересечение тем», «Паучок», «Мозговая  - выявить проблемы, которые возникли в связи с изучение данной темы

атака»

В своей работу я пересмотрела и формы контроля знаний, умений навыков учащихся: оценки выставляю с учетом индивидуального продвижения усвоении знаний, успешности работы над собой.

Особое внимание я уделяю и выдаче домашних заданий, используя разнообразные приемы для активизации внеклассной деятельности учащихся:

-ярмарка – продажа, на которой домашние задания «продаются», по установленным баллам;

- три уровня домашнего задания;

-  «задание массивом» в начале изучения темы я сообщаю все задания, которые необходимо выполнить, поделив их на обязательные, дополнительные, письменные, устные;

- «идеальное задание»;

- переписывание главы, темы учебника по – новому, т.е. свой авторский вариант ученика  с использованием дополнительной литературы.

Я оцениваю результат своей работы по тому, как дети работали на уроке, что полезного они получили на моем уроке.

Используя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Мое кредо  - не останавливаться на достигнутом, искать, самой учиться каждый час, думать, работать творчески, по – новому.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
<A HREF='scin/11.mp3'></A><BGSOUND SRC='scin/11.mp3' AUTOSTART=TRUE LOOP=INFINITE>